Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии им. А. Ф. Шишкина

Основы российской государственности
Цивилизационно-антропологическое направление

Планы семинарских занятий
для первого цикла обучения

 

Семинар 1. Основы изучения аксиологических и антропологических идей и подходов в русской философской и общественно-политической мысли (2 академических часа)

Мировоззрение: определение, виды, уровни. Обыденное мировоззрение. Научное мировоззрение. Концепт «общественное сознание» в истории философии. Уровни и структура социального; социальные группы на микро- и макроуровне.

Предмет и метод аксиологии. Предмет и метод антропологии.

Основные идеи древнерусской философской и общественно-политической мысли в понимании взаимосвязи человека, общества и государства.

Развитие общественно-политических и аксиолого-антропологических идей в России в Новое время (социально-философские и этические взгляды идеологов петровских реформ – В. Н. Татищев, А. В. Кантемир; идеи социального консерватизма В. Н. Щербатова; философские идеи в русском масонстве; учение о «сродности» Г. С. Сковороды; «философия человека» А. Н. Радищева).

 

Семинар 2. Русская философия XIX в. о человеке, обществе и государстве (2 академических часа)

«Александровский мистицизм» и консерватизм начала века: А. Ф. Лабзин и М. М. Сперанский. Социально-философские основы идей декабризма.

Государственнические идеи С. С. Уварова.

Философские идеи кружка любомудров. Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев) и западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин) об особенностях и путях развития России. Либеральное западничество: кружок Н. В. Станкевича, П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин. Публицисты и литературные критики о судьбах русского либерализма. В .Г. Белинский: «поворот к человеку» в философии истории, проблема социальной активности личности. А. И. Герцен и Н. П. Огарев: философия человека и общества. Нигилизм Д. И. Писарева. Сибирское областничество. Петрашевцы.

Идейный путь Ф. М. Достоевского.

 

Семинар 3. Консерватизм versus революционные идеи в России XIX в. (2 академических часа)

Почвенничество (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Н. С. Лесков, А. Н. Островский) о национальном характере народной жизни. Цивилизационный подход в русской мысли ХIХ – ХХI вв. Книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». Цивилизационный подход. Учение о культурно-исторических типах. Критика теории культурно-исторических типов Г. В. Флоровским.

Теоретические взгляды К. Н. Леонтьева. Сочинение К. Н. Леонтьева «Византизм и славянство».

Философия народничества.

Теоретики революционной мысли. М. А. Бакунин, философия революционного анархизма. Антропологическая философия П. Л. Лаврова. «Реальное мировоззрение» П. Н. Ткачёва. Анализ радикальных революционных идей в творчестве Ф. М. Достоевского. Н. К. Михайловский: философия личности и общества.

 

Семинар 4. Развитие философских идей о человеке и обществе во второй половине XIX – первой трети XX вв. (2 академических часа)

Учение В. С. Соловьева. Всеединство, софиология, историософия и идеи теократии. Нравственная философия: «Оправдание добра». Учение С. Н. Трубецкого о соборной природе сознания и универсальной чувственности.

Позитивизм в России: Р. Ю. Виппер. Н. Я. Грот, философская программа «русского этизма». Персонализм (А. А. Козлов, А. С. Аскольдов, Л. М. Лопатин, Н. А. Бердяев). В. Ф. Эрн и Г. Г. Шпет о своеобразии русской философии.

Идеи русских естествоиспытателей: «новое измерение мира» Н. И. Лобачевского, материализм И. М. Сеченова в понимании психических явлений, Д. И. Менделеев о миросозерцании учёного и путях развития России; мировоззренческие аспекты биологического учения К. А. Тимирязева.

Русский космизм (философия «общего дела» Н. Ф. Фёдорова; К. Э. Циолковский: человек и Вселенная; В. И. Вернадский о биосфере и ноосфере; космический детерминизм А. Л. Чижевского).

 

Семинар 5. Идея государства в русской философской и философско-правовой мысли XIX в. – ХХ вв. Утопии и антиутопии в России ХХ в. (2 академических часа)

Идеология русского самодержавия К. П. Победоносцева.

Философско-правовая мысль: монархические концепции права (К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров); позитивистские теории права (Г. Ф. Шершеневич, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский); теории естественного права (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский); государственная школа (Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, П. Б. Струве); психологическая школа права (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий)

«Синтетическая философия»: анархо-коммунизм П. А. Кропоткина. Идеи «общинности» в философии Н. А. Бердяева и легальных марксистов. «Русская идея» и «Судьба России».

Русская утопия XX в.: А. В. Луначарский, А. К. Гастев, Н. Огнёв, А. Святогор, футуризм объединения ЛЕФ, проект города Евангельск, клуб «Креаторийбиокосмистов», Северная группа Биокосмистов-Имморталистов, Комитет поэзии биокосмистов, журналы «Бессмертие» и «Биокосмист».

Русская антиутопия ХХ в.: Е. И. Замятин, А. П. Платонов, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович.

 

Семинар 6. Русская религиозная философия ХХ в. (2 академических часа)

Религиозно-философские идеи В. В. Розанова («таинство брака») и Д. С. Мережковского («грядущий хам»). Русский символизм. А. Белый, Вяч. Иванов. «Религиозный материализм» С. Н. Булгакова. Е. Н. Трубецкой о проблеме смысла жизни.

С. Л. Франк о человеке как «двуедином существе». Нравственность и соборность, «ложь отвлеченного коллективизма». И. А. Ильин. Этика, антропология и социальная философия. Философия и духовная культура. «Совестная воля» как «противодействие бессердечному тоталитаризму». Книга И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою».

Л. П. Карсавин «Симфоническая личность», философия истории, социально-политические взгляды. Своеобразие русского духа и предназначение русской культуры.

Экзистенциальная философия: Л. И. Шестов (иррационализм и нигилизм), Н. А. Бердяев (философия свободы и творчества; русская идея). Этика и теодицея Н. О. Лосского.

П. А. Флоренский (антроподицея, философия языка и культурно-исторические воззрения).

Евразийство: философия культуры и «евразийский проект». Критика идей евразийства в трудах «позднего» Флоровского. Учение Л. Н. Гумилева. Современные версии евразийства.

А. Ф. Лосев: философия имени, числа и мифа.

 

Семинар 7. Теории национальной самобытности в оптике русской философии ХХ в. Дискуссии философии советского и постсоветского периода (2 академических часа)

Марксистская философия в России. Социальная философия Г. В. Плеханова. Плеханов о роли личности в истории. «Легальный марксизм».

Богостроительство.

Сборники «Вехи» и «Из глубины».

Работы В. И. Ульянова (Ленина) «Партийная организация и партийная литература» (1905), «О национальной гордости великороссов» (1914), «Государство и революция» (1918). Марксизм 1930-ых – 1950-ых гг. «Исторический материализм».

Дискуссии по проблемам сознания и культуры. Оттепель и консервативный поворот 1960-х гг. (С. Л. Выготский, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Ильенков, А. Г. Спиркин, Г. С. Батищев, М. К. Мамардашвили, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Консервативная эмиграция: А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев. Становление этики (О. Г. Дробницкий, А. И. Титаренко, А. А. Гусейнов) и философской антропологии (И. Т. Фролов). Марксистская этика о должном и сущем: кодекс строителя коммунизма.

 

Семинар 8. Культурная и социальная антропология о культурном разнообразии. Этнокультурная специфика России (4 академических часа)

Общество и человек в предметном поле социальной и культурной антропологии. Книга Т. Г. Стефаненко «Этнопсихология». Концепт «национального характера» и маркеры групповой идентичности.

С. В. Лурье о «психологической антропологии». Дискуссия о «культурных универсалиях» и «культурных константах. М. Т. Степанянц, А. А. Пелипенко, А. В. Смирнов. «Культура как система». А. В. Юревич о национальных особенностях российской науки.

 «Насыщенное описание» как метод исследования в антропологии. Концептуализация представлений о человеке. Ценности в оптике культурной антропологии. Общественное значение ценностей. Ценности и смыслы.

Механизмы конструирования групповой идентичности. Культура памяти. Историческая память и постпамять. Антропология миллениального футурошока в 1990-ые гг. и позднейшие рецепции советской культуры.

Этнокультурная специфика России. Культурное разнообразие и национальное единство.

 

 

На первую страницу | Home