Московский государственный институт международных отношений
(Университет)

Кафедра философии

Актуальные проблемы философии

Русская философия
Основные школы и теории
Цикл лекций

Лекция 1.      Философия русской истории.

I.          П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории

·       Россия – «исключение среди народов»

·       Культурная бесплодность России

·       Отсутствие внутреннего развития

·       Отсутствие исторических традиций

·       Историческая вина православия

·       Миссия России – урок потомству?

II.        Славянофилы: Своеобразие русской культуры

1.     И. В. Киреевский: Особенности русского «просвещения».

·       Особенности психического склада русского человека

·       Генезис западной культуры

·       Генезис русской культуры

2.     А. С. Хомяков: Доктрина соборности.

·       Понятие соборности

·       Критика западных вероисповеданий

·       Достоинства православия

3.     К. С. Аксаков: Обоснование самодержавия.

·       Власть как повинность и бремя

·       Свобода внешняя и внутренняя

4.     Н. Я. Данилевский: Теория культурно-исторических типов.

·       Степени (уровни) развития и типы развития

·       Многообразие культур

·       Десять культурно-исторических типов

·       Положительные и отрицательные деятели истории

·       Пять законов культурно-исторического движения

·       «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации

·       Преимущества славянской цивилизации

·       Противостояние России и Европы

5.     К. Н. Леонтьев: Византизм и славянство.

·       Византизм против панславизма

·       Особенности византийской культуры

·       Россия – страна византийской культуры

III.       Западники: Императивы прогресса.

1.     В. Г. Белинский: Приобщение к цивилизации.

·       России нужны права и законы, а не проповеди и молитвы

·       Отрицательное значение славянофильства

2.     А. И. Герцен: Социалистическая миссия России.

·       Критика славянофильства

Ø     Необратимость истории

Ø     Реакционность славянофильского идеала

Ø     Вред национального и культурного обособления

·       Разочарование в Западе

Ø     Западничество как утопия

Ø     Мещанский характер западного общества

·       Историческая миссия России

Ø     Социалистический потенциал русской общины

IV.       В. С. Соловьёв: «Третья сила».

V.        Русский марксизм: «Слабое звено».

VI.       Евразийцы: «Ни Запад, ни Восток».

 

Лекция 2.   Философия В. С. Соловьёва.

I.  Гносеология и онтология.

(а) Понятие всеединства

(б) Понятие абсолютного

(в) Диалектика абсолютного и относительного

(г) Структура всеединства (дедукция категорий органической логики)

(i) Сущее, сущность, бытие (исходные категории)

(ii) Воля, представление чувство (категории бытия)

(iii) Благо, истина, красота (категории сущности)

(iv) Дух, ум, душа (категории сущего)

(v) Категории, определяющие идею как существо (переход к софиологии)

II.  Историософия.

(а) Последствия разделения церквей

(б) Критика исторического христианства

(а) Историческая миссия России

(б) Отказ от теократической утопии

III.  Этика.

(а) Теоретический и практический пессимизм

(б) Эстетизация жизни

(в) Доктрина безусловной покорности

(г) Моральный аморфизм

(а) Добро в человеческой природе

(i) Естественные корни нравственности (нравственные чувства)

(ii) Этические установки, вытекающие из нравственных чувств

(б) Добро от Бога

(в) Добро чрез историю человечества

 

Лекция 3.   Русская философия XX века.

А.  Софиология.

I.  С. Н. Булгаков (1871-1944).

(а) «Троическая аналогия»

(б) Троичность предложения

(в) История философии как история тринитарных ересей

(а) Религиозный материализм

(б) Понятие Софии

(в) «Тварная София»

(i) Софиология хозяйства

(ii) Софиология искусства

(iii) Софиология пола

(iv) Софиология творчества

(v) Софиология власти

(vi) Софиология смерти

(vii) Софиология истории

II.  П. А. Флоренский (1882-1937).

(а) Философский символизм

(б) Гносеология

(в) Пан-Символ

(г) Дискретный характер реальности

(д) Уровни смысловой выразительности

(е) Концепция пространства и пространственное понимание бытия

Б.   Русский экзистенциализм.

I.  Л. И. Шестов (1866-1938).

II.  Н. А. Бердяев (1874-1948)

(а) Дуализм духа и природы

(б) «Порча бытия»

(в) Гносеология

(а) Свобода и детерминация

(б) Три вида свободы

(в) Свобода и Ничто

(г) Бог и свобода (теодицея)

(а) Этика закона

(б) Этика искупления

(в) Этика творчества

(г) «Парадоксальность» этики

(д) Всеобщее спасение

(а) Кризис культуры

(б) «Новое средневековье»

(в) Судьба России

 

Приложение:   Русский материализм XIX века.

I.  А. И. Герцен (1812-1870).

(а) Связь философии с естествознанием

(i) Недостаток понимания

(ii) Бесперспективность стихийного теоретизирования

(iii) Логическое мышление как единственное всеобщее средство понимания

(iv) Неоправданная условность теоретических моделей как проявление стыдливого скептицизма эмпиризма:

(v) Мышление не есть что-то чуждое природе

(vi) Природа не есть просто и только мышление

(б) Связь философии с жизнью

(в) Витализм

(г) Природа как телесное существование идеи

(д) Опыт как взаимодействие сознания и предмета

II.  Н. Г. Чернышевский (1828-1889).

(а) Критика идеалистической эстетики

(б) Антропологизм

(в) Народническая эстетика

(а) Монизм настоятельно требует приведения разных человеческих поступков к единому основанию

(б) Эгоизм – движущая сила всех нравственных поступков

(в) Этим отнюдь не снижается нравственное достоинство поступка

(г) Во-вторых, разумное осознание собственной пользы требует свободного подчинения личного интереса общему делу

(д) Добро есть польза

(е) В собственном смысле слова понятие «добрый» приложимо только к человеку

(ж) Проблема добра и зла – проблема социальная

 

Составитель – кандидат философских наук, доцент Н. И. Бирюков

 

К презентациям лекций