Институт журналистики и литературного творчества

История философии

(программа курса)

 

Задачи курса

Задачей курса является ознакомление студентов с основными идеями, школами и персоналиями классической западной философии от античности до наших дней. Курс, рассчитанный на 16 часов, включает, помимо вводной лекции (1 час), три раздела: 1) античная и средневековая философия (6 часов); 2) новая философия (5 часов), 3) современная западная философия (4 часа).

 

Содержание лекционного курса

Введение.

Тема 1.           Характер философского знания и задачи философии (1 час).

Предмет философии. Мировоззрение и наука. Метод философии. Структура философского знания.

 

Раздел I.         Античная и средневековая философия (6 часов).

Тема 2.           Ранняя греческая натурфилософия.

Проблема первоначала (милетская школа). Проблема изменчивости (Гераклит и элеаты). Видимость и реальность (элейская школа).

Тема 3.           Античный атомизм: обоснование материализма.

Понятие атома. Физический и логический атомизм. Необходимость и случайность.

Тема 4.           Платон и Аристотель: обоснование объективного идеализма.

Сократ: от космоса к человеку. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение об идеальном государстве. Критика платонизма Аристотелем. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания и логика.

Тема 5.           Стоики и эпикурейцы.

Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Ранняя Стоя: природная необходимость и свобода духа. Римская Стоя: благо подлинное и благо мнимое.

Тема 6.           Античный скептицизм.

Принцип изостении. Недостоверность восприятия (тропы старших скептиков). Недостоверность рассуждения (тропы младших скептиков).

Тема 7.           Средневековая философия.

Патристика. Идея Бога. Творец и творение. Знание и вера. Проблема теодицеи. Схоластика. Проблема бытия Бога: доказательства и опровержения. Схоластическая логика. Проблема универсалий.

 

Раздел II.        Новая философия (6 часов).

Тема 8.           Ф. Бэкон: Обоснование эмпиризма. (2 часа).

Теория “идолов”. “Истинная индукция”. Опыт и эксперимент.

Тема 9.           Р. Декарт и Б. Спиноза: обоснование рационализма. (2 часа).

Учение о методе: методологическое сомнение, естественный свет разума и критерий истины. Материальная и духовная субстанции. онтологические и гносеологические функции бога. Дуализм и монизм.

Тема 10.         Дж. Локк и Г. Лейбниц: онтологические предпосылки и природа познания. (2 часа).

Дилемма рационализма и эмпиризма: неполнота индукции и проблема достаточного основания. Локк и Лейбниц: спор о врождённых идеях. Онтологическое единство познающего (разума) и познаваемого (природы) как предполагаемая предпосылка познания. Онтологические альтернативы эмпиризма. Дж. Беркли: обоснование субъективного идеализма. Д. Юм: субъективно-идеалистическое истолкование причинности.

Тема 11.         И. Кант: начало классической немецкой философии.

Трансцендентальный метод. Априорные формы познания и мир опыта. Диалектика чистого разума и границы научного знания. Этика Канта. Проблема автономной воли. Категорический императив. Диалектика практического разума.

Тема 12.         Г. Гегель: абсолютный идеализм.

Тождество бытия и мышления: Мир как саморазвивающийся разум. Диалектический метод. Философская система Гегеля.

 

Раздел III.       Современная философия (4 часа).

Тема 13.         Марксизм и прагматизм: проблема практики.

К. Маркс: исторический материализм. Ч. Пирс: обоснование прагматизма. У. Джеймс: плюралистическая Вселенная. Дж. Дьюи: прагматистская интерпретация социальной реальности.

Тема 14.         «Философия жизни» и неокантианство: проблема иррационального.

А. Шопенгауэр: мир как воля и представление. Ф. Ницше: воля к власти. А. Бергсон: интеллект и интуиция. В. Виндельбанд и Г. Риккерт: познание общего и постижение индивидуального.

Тема 15.         Позитивизм и неопозитивизм: проблема научного знания.

О. Конт: обоснование позитивизма. Б. Рассел, Л. Витгенштейн и «Венский кружок»: философия логического анализа. «Поздний» Витгенштейн: философия лингвистического анализа.

Тема 16.         Феноменология и экзистенциализм.

Э. Гуссерль: феноменологическая редукция. М. Хайдеггер: бытие и время. Ж.-П. Сартр: бытие и ничто. А. Камю: абсурд и бунт.

 

Итоговые требования

По окончании курса студенты сдают экзамен, включающий 1) защиту подготовленного заранее реферата по одному из классических или современных философских сочинений, 2) собеседование, в ходе которого должны быть продемонстрированы знание основных проблем и представителей классической философской мысли, специальной литературы и навыки самостоятельного рассуждения.

 

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия:

Дополнительная литература:

Справочная литература:

 

Составитель – кандидат философских наук, доцент Н. И. Бирюков