Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Кафедра философии

 

Вопросы к экзамену кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»

 

I. Философия и наука до середины XIX в.

1.     Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.

2.     Математика в структуре античного знания.

3.     Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.

4.     Онтология и гносеология античных атомистов. Их вклад в науку.

5.     Гносеологический абсолютизм Платона.

6.     Представления Аристотеля о науке.

7.     Особенности эллинистической и позднеантичной науки.

8.     Проблема универсалий в онтологии и гносеологии античности и средневековья.

9.     Роль университетов в развитии средневековой философии и науки.

10.  Пантеизм как идея единства мира: от античности к Возрождению.

11.  Природа как механизм: от средних веков к Новому времени.

12.  Вклад Галилея в науку Нового времени.

13.  Индуктивный метод Ф.Бэкона.

14.  Эволюция эмпиризма в XVII-XVIII вв.

15.  Рационализм Декарта и его научная программа.

16.  Спиноза: детерминизм.  Проблема свободы и необходимости.

17.  Научная программа Ньютона.

18.  Лейбниц: философия и наука.

19.  Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.

20.  Учение Канта о теоретическом разуме.

21.  Гегель о развитии форм мышления и субъекта познания. Философия истории.

22.  Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.

II. Становление и развитие философии науки.

23.  Особенности неклассической науки.

24.  Возникновение позитивизма. Философия и наука в интерпретации Конта и Спенсера.

25.  «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.

26.   Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.

27.  Сциентизм как идеология. Проблемы технократии.

28.  Философия иррационализма как реакция на сциентизм.

29.  Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы. «Венский кружок» об анализе языка науки.

30.  Конвенционализм Пуанкаре.

31.  Логический атомизм Рассела.

32.  Разделение наук по методу в неокантианской философии.

33.  Философская герменевтика Гадамера и Рикера.

34.  Проблемы науки и религии в трудах Флоренского.

35.  Особенности постнеклассической науки. Вернадский о ноосфере.

36.  Критический рационализм Поппера.

37.  Социологический и лингвистический  «повороты» в философии науки последней трети XX в.

38.   Лакатос о механизме развития научного знания.

39.  Научные традиции и научные революции глазами Куна.

40.  «Методологический анархизм» Фейерабенда.

41.  Структурализм  и постструктурализм в философии науки.

42.  Методологическое значение синергетики.

43.  Философские проблемы инфокоммуникационного общества.

44.  Идеология, утопия и наука  в мировоззрении XXXXI в.в.

III. Наука и методы научного познания.

45.  Научное и философское знание.

46.  Наука как социокультурный феномен.

47.  Научное сообщество как субъект познания.

48.  Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.

49.  Научное и обыденное знание.

50.  Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

51.  Эвристическое значение философских идей в развитии науки.

52.  Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.

53.  Проблема практики и истины в современной науке и философии.

54.  Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.

55.  Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, идеализированный объект, теория.

56.  Соотношение рационального и иррационального в научном познании.

57.  Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.

58.  Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.

59.  Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знания в науке.

60.  Язык как средство и проблема развития науки.

61.  Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

62.  Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

63.  Основные тенденции и противоречия глобализирующегося мира. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.

64.  Статус науки в современном обществе. Роль и ответственность ученых.

65.  Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.

66.  Наука и образование. Роль науки в формировании мировоззрения.