Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Вопросы к экзамену
кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»
I. Философия и наука до середины XIX в.
1. Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.
2. Математика в структуре античного знания.
3. Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.
4. Онтология и гносеология античных атомистов. Их вклад в науку.
5. Гносеологический абсолютизм Платона.
6. Представления Аристотеля о науке.
7. Особенности эллинистической и позднеантичной науки.
8. Проблема универсалий в онтологии и гносеологии античности и средневековья.
9. Роль университетов в развитии средневековой философии и науки.
10. Пантеизм как идея единства мира: от античности к Возрождению.
11. Природа как механизм: от средних веков к Новому времени.
12. Вклад Галилея в науку Нового времени.
13. Индуктивный метод Ф.Бэкона.
14. Эволюция эмпиризма в XVII-XVIII вв.
15. Рационализм Декарта и его научная программа.
16. Спиноза: детерминизм. Проблема свободы и необходимости.
17. Научная программа Ньютона.
18. Лейбниц: философия и наука.
19. Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.
20. Учение Канта о теоретическом разуме.
21. Гегель о развитии форм мышления и субъекта познания. Философия истории.
22. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.
II. Становление и развитие философии науки.
23. Особенности неклассической науки.
24. Возникновение позитивизма. Философия и наука в интерпретации Конта и Спенсера.
25. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.
26. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.
27. Сциентизм как идеология. Проблемы технократии.
28. Философия иррационализма как реакция на сциентизм.
29. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы. «Венский кружок» об анализе языка науки.
30. Конвенционализм Пуанкаре.
31. Логический атомизм Рассела.
32. Разделение наук по методу в неокантианской философии.
33. Философская герменевтика Гадамера и Рикера.
34. Проблемы науки и религии в трудах Флоренского.
35. Особенности постнеклассической науки. Вернадский о ноосфере.
36. Критический рационализм Поппера.
37. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки последней трети XX в.
38. Лакатос о механизме развития научного знания.
39. Научные традиции и научные революции глазами Куна.
40. «Методологический анархизм» Фейерабенда.
41. Структурализм и постструктурализм в философии науки.
42. Методологическое значение синергетики.
43. Философские проблемы инфокоммуникационного общества.
44. Идеология, утопия и наука в мировоззрении XX –XXI в.в.
III. Наука и методы научного познания.
45. Научное и философское знание.
46. Наука как социокультурный феномен.
47. Научное сообщество как субъект познания.
48. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.
49. Научное и обыденное знание.
50. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.
51. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.
52. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.
53. Проблема практики и истины в современной науке и философии.
54. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.
55. Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, идеализированный объект, теория.
56. Соотношение рационального и иррационального в научном познании.
57. Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.
58. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.
59. Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знания в науке.
60. Язык как средство и проблема развития науки.
61. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.
62. Научно-технический прогресс и его социальные последствия.
63. Основные тенденции и противоречия глобализирующегося мира. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.
64. Статус науки в современном обществе. Роль и ответственность ученых.
65. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.
66. Наука и образование. Роль науки в формировании мировоззрения.