Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Кафедра философии

 

Вопросы к экзамену кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»

 

I. Философия и наука до середины XIX в.

1.               Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.

2.               Математика в структуре античного знания.

3.               Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.

4.               Онтология и гносеология античных атомистов. Их вклад в науку.

5.               Гносеологический абсолютизм Платона.

6.               Представления Аристотеля о науке.

7.               Особенности эллинистической и позднеантичной науки.

8.               Проблема универсалий в онтологии и гносеологии античности и средневековья.

9.               Роль университетов в развитии средневековой философии и науки.

10.            Пантеизм как идея единства мира: от античности к Возрождению.

11.            Природа как механизм: от средних веков к Новому времени.

12.            Вклад Галилея в науку Нового времени.

13.            Индуктивный метод Ф.Бэкона.

14.            Эволюция эмпиризма в XVII-XVIII вв.

15.            Рационализм Декарта и его научная программа.

16.            Спиноза: детерминизм.  Проблема свободы и необходимости.

17.            Научная программа Ньютона.

18.            Лейбниц: философия и наука.

19.            Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.

20.            Учение Канта о теоретическом разуме.

21.            Гегель о развитии форм мышления и субъекта познания. Философия истории.

22.            Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.

II. Становление и развитие философии науки.

23.            Особенности неклассической науки.

24.            Возникновение позитивизма. Философия и наука в интерпретации Конта и Спенсера.

25.            «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.

26.            Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.

27.            Сциентизм как идеология. Проблемы технократии.

28.            Философия иррационализма как реакция на сциентизм.

29.            Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы. «Венский кружок» об анализе языка науки.

30.            Конвенционализм Пуанкаре.

31.            Логический атомизм Рассела.

32.            Разделение наук по методу в неокантианской философии.

33.            Философская герменевтика Гадамера и Рикера.

34.            Проблемы науки и религии в трудах Флоренского.

35.            Особенности постнеклассической науки. Вернадский о ноосфере.

36.            Критический рационализм Поппера.

37.            Социологический и лингвистический  «повороты» в философии науки последней трети XX в.

38.             Лакатос о механизме развития научного знания.

39.            Научные традиции и научные революции глазами Куна.

40.            «Методологический анархизм» Фейерабенда.

41.            Структурализм  и постструктурализм в философии науки.

42.            Методологическое значение синергетики.

43.            Философские проблемы инфокоммуникационного общества.

44.            Идеология, утопия и наука  в мировоззрении XXXXI в.в.

III. Наука и методы научного познания.

45.            Научное и философское знание.

46.            Наука как социокультурный феномен.

47.            Научное сообщество как субъект познания.

48.            Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.

49.            Научное и обыденное знание.

50.            Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

51.            Эвристическое значение философских идей в развитии науки.

52.            Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.

53.            Проблема практики и истины в современной науке и философии.

54.            Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.

55.            Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, идеализированный объект, теория.

56.            Соотношение рационального и иррационального в научном познании.

57.            Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.

58.            Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.

59.            Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знания в науке.

60.            Язык как средство и проблема развития науки.

61.            Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

62.            Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

63.            Основные тенденции и противоречия глобализирующегося мира. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.

64.            Статус науки в современном обществе. Роль и ответственность ученых.

65.            Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.

66.            Наука и образование. Роль науки в формировании мировоззрения.