Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Кафедра философии

 

Вопросы к экзамену кандидатского минимума
по курсу «История и философия науки»

 

I. История гносеологии

1.     Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.

2.     Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.

3.     Онтология и учение о двух формах познания Демокрита.

4.     Гносеологический абсолютизм Платона

5.     Аристотель между эмпиризмом и рационализмом.

6.     Умозрительность античной рациональности.

7.     Вера и знание в средневековой философии.

8.     Соотношение религии и науки у Фомы Аквинского.

9.     Формирование идеалов опытного и математического знания у Р.Бэкона  и  У. Оккама

10. Становление новоевропейской науки и философии эпохи Возрождения.

11. Эмпиризм в философии XVII-XVIII вв.

12. Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница.

13. Гносеология французских материалистов  XVIII в.

14. Учение Канта  о теоретическом и практическом разуме.

15. Панлогизм и диалектика Гегеля.

16. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.

17. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше как реакция на рационализм Гегеля.

18. Разделение наук о природе и о культуре в неокантианской философии.

19. Примат позитивного знания у Конта и Спенсера.

20. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.

21. Феноменологический метод Гуссерля.

22. Новая картина мира в философии Бергсона и Дильтея.

23. Роль бессознательного в «глубинной психологии».

II. Философия науки в XX в.

24. Предмет и  основные концепции философии науки.

25. Культ научно-технического разума и его противники.

26. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы.

27. Конвенционализм Пуанкаре.

28. Логический атомизм Рассела.

29. «Венский кружок» об анализе языка науки.

30. Философская герменевтика Гадамера и Рикера.

31. Бытие и человек в философии экзистенциализма.

32. Существование и сущность человека в философии  XX в.

33. Религиозная философия в эпоху научной революции (между традиционализмом и обновлением).

34. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.

35. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.

36. Критический рационализм Поппера.

37. Социологический и лингвистический  «повороты» в философии науки последней трети XXв.

38. Лакатос о механизме развития научного знания.

39. Научные традиции и научные революции глазами Куна.

40. «Методологический анархизм» Фейерабенда.

41. Структурализм  и постструктурализм в философии науки XX в.

42. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

43. Общая характеристика постмодернистской философии науки.

44. Методологической значение синергетики.

45. «Глобальная деревня» Маклуэна (философские проблемы информационного общества).

46. Идеология, утопия и наука  в мировоззрении XX в.

III. Наука и методы научного познания.

47. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития.

48. Место науки в современной культуре. Наука как социокультурный феномен.

49. Научное сообщество как субъект познания.

50. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.

51. Наука и обыденное сознание. Наука и искуство. Наука и религия.

52. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

53. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.

54. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.

55. Проблема практики и истины в современной науке и философии.

56. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.

57. Влияние филогенетических, личностных, социокультурных факторов на формирование и содержание сознания (познания).

58.  Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.

59. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.

60. Основные законы и категории диалектического мышления.

61. Основные формы и методы научного познания.

62. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

63. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

64. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.

65. Информационное общество и его особенности.

66. Человек в условиях информационной глобализации.

67. Движущие силы развития современного общества. Социальная роль ученых и интеллектуалов.

68. Вера, сомнение, знание в обыденной жизни и в науке.

69. Личность и общество. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.

Краткий список литературы  к экзамену «История и философия науки»

Учебники и учебные пособия:

 

1.   Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция; Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2005.

2.   Философия науки: Методология и история конкретных наук. – М.: Канон+, 2007

3.   Философия науки: Хрестоматия. – М.: Прогресс-Традиция; Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2005.

 

Дополнительная литература:

 

1.     Введение в философию. Под ред.  И.Т. Фролова. М., 2001

2.     Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. М., 1997.

3.     Наука в зеркале философии XX  в. М., 1992

4.     Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998

5.     Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

6.     Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994

7.     Современная философия науки. М., 1996

8.     Социокультурный контекст науки. М., 1998

9.     Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

10.  Философия науки. Вып. 1-5. М., 1995-1999.