П |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская пинакотека
Философия и философы в изобразительном искусстве
Пажу Огюстен (1730-1809)
· Пажу. Блез Паскаль (1785, Париж, Лувр)
· Пажу. Бюст Жоржа-Луи-Леклерка де Бюффона (Дижон, Библиотека)
· Пажу. Бюффон в кресле (ок. 1788, Париж, Лувр)
· Пажу. Диоген, ищущий человека (1781, Париж, Лувр)
· Пажу. Жак-Бенинь Боссюэ (1779, Париж, Лувр)
· Пажу. Жорж-Луи-Леклерк де Бюффон (1773, Париж, Лувр)
· Пажу. Покинутая Психея (1790, Париж, Лувр)
Вслед за философом-платоником Луцием Апулеем, включившим историю Амура и Психеи в свой знаменитый роман «Золотой осёл» (II в. н.э.), сюжет этот часто трактовался как аллегорическое изображение Души, направляемой Любовью к её истинной цели в духовном мире.
o Покинутая Психея (фрагмент)
· Пажу. Рене Декарт (1777, Париж, Лувр)
Природные стихии: Дверные карнизы из дворца маркиза д’Аржансона (между 1761-1770, Париж, Лувр)
· Пажу. Вода: Нептун, защищающий Амимону
· Пажу. Воздух: Борей, похищающий Оритию
· Пажу. Земля: Триумф Кибелы
· Пажу. Огонь: Плутон, похищающий Прозерпину
Паннини Джованни Паоло (1691-1765)
· Паннини. Руины с аркой Януса, храмом Весты и конной статуей Марка Аврелия (1743, Париж, Лувр)
Паннини соединяет в общей композиции архитектурные памятники из разных районов древнего Рима.
Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)
· Пастернак. Под лампой (Лев Толстой в кругу семьи) (1902, Санкт-Петербург, Русский музей)
· Пастернак. Портрет Гершензона (1917)
· Пастернак. Портрет Толстого (1901, Париж, музей Орсэ)
Пахер Михаэль (ок. 1435-1498)
· Пахер. Алтарь отцов Церкви (ок. 1483, Мюнхен, Старая пинакотека)
o Аврелий Августин (354-430)
o Аврелий Августин (фрагмент)
· Пахер. Алтарь отцов Церкви: Святой Августин, освобождающий узника (ок. 1483, Мюнхен, Старая пинакотека)
Пейрон Жан-Франсуа-Пьер (1744-1814)
· Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)
· Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)
* «Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком – что же мне надо делать?» «Да ничего», – отвечал тот, – «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само». С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, – не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?» «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». «Понимаю», – сказал Сократ. – «Но молиться богам и можно и нужно – о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так». Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна – спокойно и легко» (Платон. «Федон»).
Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
· Перов. Портрет писателя Фёдора Достоевского (1872, Москва, Третьяковская галерея)
Перуджино Пьетро (Пьетро Вануччи, 1450-1523)
· Перуджино. Благоразумие и Справедливость с шестью античными мудрецами (1497, Перуджа, Меняльная палата)
o Питтак Эллин (Питтак Митиленский, ок. 650 – ок. 570 до н.э.)
o Справедливость с Фурием Камиллом, Питтаком и Траяном (фрагмент)
o Сократ Философ (470-399 до н.э.)
o Благоразумие с Фабием Максимом, Сократом и Нумой Помпилием (фрагмент)
o Другие персонажи и темы:
§ Нума Помпилий (правил 715-673/672 до н.э.)
§ Траян Император (Марк Ульпий Траян, 53-117 н.э., римский император в 98-117 гг.)
§ Фабий Максим (Квинт Фабий Максим Кунктатор, ум. 203 до н.э.)
§ Фурий Камилл (Марк Фурий Камилл, ум. 365 до н.э.)
Петер Виктор (1840-1918)
· Роден Огюст и Петер Виктор. Мысль (между 1893-1895, Париж, Музей Орсэ)
o Мысль (фрагмент)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
· Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого (1932)
Пигаль Жан-Батист (1714-1785)
· Пигаль. Дидро (1777, Париж, Лувр)
o Дидро (фрагмент)
· Пигаль. Скульптурный портрет обнажённого Вольтера (1776, Париж, Лувр)
Пизано Джованни (c. 1250-1314)
· Пизано. Платон: Статуя на фасаде собора (ок. 1280, Сьена, Домский собор)
o Платон (фрагмент)
Пико Франсуа-Эдуар (1786-1868)
· Пико. Амур и Психея (1817, частное собрание)
Вслед за философом-платоником Луцием Апулеем, включившим историю Амура и Психеи в свой знаменитый роман «Золотой осёл» (II в. н.э.), сюжет этот часто трактовался как аллегорическое изображение Души, направляемой Любовью к её истинной цели в духовном мире.
Пил Рембрандт (1778-1860)
· Пил Рембрандт. Джозеф Пристли (1801)
· Пил Рембрандт. Томас Джефферсон (ок. 1802-1803, Вашингтон, Собрание Белого дома)
· Пил Рембрандт. Томас Джефферсон (1805, Нью-Йорк, Нью-Йоркское историческое обществ)
Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто Бенедетто ди Бьяджо) (1454-1513)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Левая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Пинтуриккьо. Диспут святой Екатерины [с языческими философами]: Правая часть фрески (1492-1494, Рим, Ватикан, Папский дворец,Сала-деи Санти – Зала святых)
· Пинтуриккьо. Мадонна на престоле со святыми: Фрагмент, изображающий святого Августина (Перуджа, Пинакотека Ваннуччи)
· Пинтуриккьо. Мадонна с Младенцем и святыми: Фрагмент со святым Августином и святым Николаем (Рим, церковь Санта-Мария-деи-Пополи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин (Перуджа, Пинакотека Ваннуччи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин (Рим, церквовь Санта-Мария-деи-Пополи)
· Пинтуриккьо. Святой Августин и Младенец (Перуджа, Национальная галерея Умбрии)
Полайоло Антонио, дель (c. 1431/32-1498)
· Полайоло Антонио. Надгробие Сикста IV (1484-1493, Рим, Ватикан, Базилика святого Петра)
o Памятник Сиксту IV: Вид сверху
o Философия: Рельеф надгробия Сикста IV
Померой Фредерик Уильям (1857-1924)
· Померой. Фрэнсис Бэкон (1912, Лондон, Грейс-инн)
o Фрэнсис Бэкон (крупным планом)
o Фрэнсис Бэкон (вид сбоку, крупным планом)
Прадье Жан-Жак (1790-1852)
· Прадье Жан-Жак. Памятник Жану-Жаку Руссо (1834, Женева, остров Руссо)
o Жан-Жак Руссо (фрагмент крупным планом)
Преллер Фридрих (1804-1878)
· Преллер Фридрих. Гёте на смертном одре (1832, Веймар, Фонд веймарских классиков)
Прео Антуан-Огюстен (1809-1879)
· Прео. Данте (1852, Париж, музей Орсэ)
Прокаччини Эрколе (Старший) (1520–1595)
· Прокаччини Эрколе (Старший). Святой Августин (Болонья, Национальная пинакотека)
Прюдон Пьер-Поль (1758-1823)
· Прюдон Пьер-Поль. Правосудие и Божье возмездие, преследующие Преступление (1808, Париж, Лувр)
· Прюдон Пьер-Поль. Правосудие и Божье возмездие, преследующие Преступление: Этюд (ок. 1805-1808, Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти)
· Прюдон Пьер-Поль. Психея, уносимая Зефирами (1808, Paris, Париж, Лувр)
Вслед за философом-платоником Луцием Апулеем, включившим историю Амура и Психеи в свой знаменитый роман «Золотой осёл» (II в. н.э.), сюжет этот часто трактовался как аллегорическое изображение Души, направляемой Любовью к её истинной цели в духовном мире.
Пурбюс Франс (младший) (1569–1622)
· Сомер Пауль, ван (прежде приписывался Франсу Пурбюсу младшему). Портрет Фрэнсиса Бэкона (1617, Варшава, Лазенковский дворец)
Пуссен Николя (1594-1665)
· Пуссен. Пейзаж с Диогеном (ок. 1647, Париж, Лувр)
o Диоген (ум. ок. 320 до н.э.)
Пьеро делла Франческа (1416-1492)
· Пьеро делла Франческа. Святой Августин: Панель Полиптиха святого Августина (1465, Лиссабон, Музей старого искусства)
· Пьеро делла Франческа. Святой Августин (Ареццо, церковь Сан-Франческо)
Пьеро ди Козимо (1462-1521)
· Пьеро ди Козимо. Непорочное зачатие со святыми (1510-ые гг., Фьезоле, церковь Сан-Франческо)
o Аврелий Августин (354-430)
o Бонавентура (Джованни Фиданца, ок. 1217-1274)
o Фома Аквинский (1224/25-1274)
Пьетро да Чеммо (XVI в.)
· Пьетро да Чеммо. Святой Августин (Бергамо, Коммунальная библиотека)
Пьомбо Себастьяно, дель – см. Себастьяно дель Пьомбо
Пюже Пьер (1620-1694)
· Пюже. Бюст Марка Аврелия (до 1689 г., Генуя, Музей Сант-Агостино)
· Пюже. Философ (1662, Кливленд, Художественный музей)
Неустановленный персонаж, возможно Сократ, Хрисипп или Эпикур.
· Пюже. Александр Македонский у Диогена (c. 1692, Париж, Лувр)
П |
||||||||||||||||||||||||||||||||